Версия для слабовидящих

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Рубрики

Архивы

ПОС

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Новости Министрества просвещения Российской Федерации

Центр образования естественно-научной и технологической направленностей

«Формирование комфортной городской среды»

скачать шаблоны для wordpress

История Плотниковской средней школы

DSCN1561      История Плотниковской школы

История «Плотниковской средней общеобразовательной школы»
До 1935 г. на территории нашей Октябрьской администрации не было ни одной средней или семилетней школы.
В нашем хуторе с 1932 г. была только начальная школа. Она занимала несколько комнат в здании клуба.
А с 1935 г. было построено новое здание и школа была преобразована в семилетнюю. О чем свидетельствуют записи в «Паспорте семилетней школы» (см. прил. 1) и данные Государственного архива Волгоградской области.
Для постройки школы разобрали Молодельскую церковь Березовского района.
Таким образом, накануне войны в нашем хуторе была открыта новая школа. Называлась она — 2 Плотниковская Семилетняя школа. Общая площадь – 480 кв м , 6 ученических комнат (классов), библиотека, учительская. Здесь же были интернат и жилые комнаты для учителей. Радости детворы не было предела. Ежедневно собирались на занятия дети не только нашего, но и соседних хуторов.

Приложение 2. Схема соседних хуторов посещавших Плотниковскую — 2 школу.

На Михайловской земле не гремели бои, но война докатилась и до нашего края.
С осени 1941 г. Михайловский район стал одним из центров по формированию войск. Здесь переформировывались части Харьковского военного округа, вышедшие из окружения, формировались 24 мотомеханизированная бригада и 127 стрелковая, 5 минометный и 10 минометный полки.
Также в первые дни войны в районе был сформирован батальон народного ополчения, который вел борьбу со шпионажем, диверсантами, охранял предприятия.
Наши односельчане о первом дне войны вспоминают так: « 22 июня 1941г. люди работали в поле, боронили, косили, досевали, обрабатывали землю. Уполномоченный распорядился закончить работу, и приказал всем собраться на сход в хутор.
Машины, тракторы приготовили к отправке в станицу Сергиевскую.
Новобранцы, попрощавшись с родными, отправлялись на призывной пункт.
С начала войны собрали все радиоприемники в хуторе. А в школу приходили взрослые из конторы МТС и рассказывали об обстановке на фронте».
А 2- Плотниковская Семилетняя школа продолжала работать в прежнем режиме. Каждое утро к 9 часам к зданию школы бежали хуторские ребята, подъезжали на подводах, запряженных быками, ребята из близлежащих хуторов,
«Мы боялись опоздать, не говоря о том, чтобы пропустить урок. Мы хотели учиться, поэтому шли в школу пешком в любую погоду.
Лошадей почти не было, поэтому ездили на быках. Обязательно назначался дежурный, который кормил быков, а на большой перемене водил их к пруду, чтобы напоить» (из воспоминаний Кузнецовой М.А.).
С первых дней войны в наш район поступали эшелоны с эвакуированными из Киева, Москвы, Ленинграда. Это были в основном семьи военнослужащих. И в школе наряду с местными работали эвакуированные учителя.
Вот как о своих учителях вспоминает Кузнецова М.А.: « Екатерина Ивановна Духно — учитель начальных классов. У нее была красивая коса. Ее муж работал инженером в Плотниковской МТС. Их семья была эвакуирована с Украины.
Проработала она недолго, но мы полюбили ее. Екатерина Ивановна сломала ногу и вынуждена была оставить школу. Вместо нее к нам пришла Наталья Трофимовна Буткевич. Ее муж — военный. Он был ранен, жил в нашем хуторе у своего брата, Разуваева Павла Андреевича.
Наталья Трофимовна всегда ходила в военной форме: гимнастерка, юбка ниже колен, сапоги всегда начищенные. Волосы до плеч, волнистые».
Бочаров Иван Тимофеевич пришел в школу в 1942г. Вот как он вспоминает о том времени: « Я был студентом Михайловского педучилища. Нас сняли с занятий и отправили рыть окопы в районе Калача. Я очень хотел попасть на фронт, даже убегал. Но на фронт не взяли по состоянию здоровья, а направили во 2-Плотниковскую Семилетнюю школу. Ехал с большим нежеланием, но проработал здесь всю жизнь». В трудовой книжке Ивана Тимофеевича всего одна запись. (см. приложение 2)
На высоком уровне преподавалось военное дело. Обучали всему, что необходимо в военное время. В начальных классах изучали противогаз, мелкокалиберную винтовку, гранаты. Старшеклассники ездили со взрослыми рыть окопы, помогали в ремонтной мастерской.
Учителя военного дела часто менялись. Обычно преподавали раненные солдаты после госпиталя, а по выздоровлению они уходили на фронт. В школу присылали других. Среди учителей, преподававших военное дело, были Панкратов Петр Алексеевич и Кононов Николай Васильевич.
В начальных классах изучали русский язык, чтение, арифметику, физкультуру, пение, рисование, естествознание. А такого предмета как труд в школьном расписании не было. Были оценки: « Очень плохо», « Плохо», «Посредственно», «Хорошо», «Отлично», что соответствовало оценкам «1», «2». «3», «4», «5». Ставили оценку и за поведение.
Тетрадей не было. Писали чернилами, на старых книгах, газетах. Чернила делали сами из желудей и сажи. А если у кого появится химический карандаш — просто счастье, все очень завидовали ему.
«Формы школьной не было. Кто в фуфайке, кто в пальто, кто в материнской телогрейке. В ботинках, сапогах, штиблетах, а то и в брезентовых тапках.
Но мы на это не смотрели. Всем было тяжело» (из воспоминаний Антоновой Н.П).
Топились классы печками — бочками, с вырезанными отверстиями для топки, труба выведена в окно. После уроков ученики вместе с учителями ходили за бурьяном, соломой для отопления.

Схема печки, которая отапливала классы
У школы сажали огород для питания школьников.
Даже во время войны в школе была пионерская организация. Все пионеры носили красные галстуки.
Галстуки были сатиновые, ситцевые. И обязательно значок пионерский, который прикреплялся к галстуку.
Много пожилых и одиноких людей было в хуторе во время войны. Пионеры помогали им: приносили бурьян, солому для топки, выполняли
необходимую работу по дому. Ребята ухаживали за деревьями в парке, наводили порядок в беседках и, конечно, играли, вместе читали книги, газеты. Учителя, как могли, скрашивали тяжелое военное детство своих учеников.
В июле 1942 г. положение на фронте резко ухудшилось. Фашистские войска ворвались в город Серафимович, находящийся всего в 80 км от Михайловки. 22 июля 1942 г. фашистские самолеты три раза бомбили Михайловку. Утром разбомбили элеватор и военные эшелоны на железнодорожной станции. В течение дня было разбито и сгорело здание исполкома райсовета, райкома партии, педучилища, почты и телеграфа. Это бомбардировка носила форму психологической атаки. С неба летели не только бомбы, но и железные бочки, металлические изделия.
Вот как об этих днях вспоминает Антонов М.С., тогда ученик 2-Плотниковской Семилетней школы: « В один из августовских дней 1942 г. повис над нашим хутором страшный гул. Через несколько минут раздался такой сильный взрыв, что моя мать упала с печки. Это разбился самолет с тремя нашими летчиками. Хуторяне похоронили их в Мишинской балке…»
Но занятия в школе продолжались. Только после занятий ученики не только готовили уроки, но и вязали варежки с двумя пальцами, носки. Шили кисеты. Приносили в школу, собирали посылки солдатам. «Всего за осень 1942 г. было связано около тысячи пар варежек и носков, сшито около 150 кисетов».
На территории района в годы войны было размещено 8 эвакогоспиталей и 6 полевых. В их оборудовании и организации принимали самое активное участие все сельские Советы, труженики района.
Хуторяне отправляли в госпитали города Михайловки продукты. А школьники передавали часть урожая свеклы, капусты, картофеля со своего пришкольного участка.
Война стала серьезным испытанием для детей и их семей. Не все дети в годы войны могли продолжать обучение.
« Я была у мамы одна, — вспоминает Кузнецова М.А.,- она работала уборщицей в конторе Плотниковской МТС. Ей то карандаш дадут, то листы бумаги. Моей матери было тяжело. Но труднее было собрать в школу ребят в многодетных семьях. И если мать одна, а отец на фронте».
Так, Нина Антонова поступила в школу в 1942 г., но проучилась всего несколько месяцев. Старший брат на фронте. В семье оставалось еще пятеро детей. У матери не было средств для того, чтобы собрать детей в школу.
Александров Виктор 4 класса окончил в начальной школе хутора Занозин. А в 5 класс пришел во 2-Плотниковскую Семилетнюю школу, удачно сдал экзамены, но проучился всего одну четверть. Вынужден был пойти на работу.
Антонов Михаил окончил два класса в школе хутора Сухов, а в 3 класс пришел в школу хутора Плотников-2. Была всего одна тетрадь по всем предметам. Проучился почти год, затем бросил школу, так как не в чем было ходить. Год пас лошадей, затем ранило снарядом, который Миша нашел в поле. После ранения снова пошел в школу и закончил ее уже после войны.
А сколько было таких детей, которые бросали учебу и снова возвращались в школу?!
Возможно, именно поэтому в Книге записи учащихся 2 Плотниковской Семилетней школы (см. приложение 3) отсутствуют даты и соответствующие записи, относящиеся ко времени войны.
Если в начале войны в классах было по 35 — 40 человек, то в конце войны их оставалось 15 — 20 человек, т.е. половина учащихся вынуждена была не посещать школу.
А в 6 — 7 классах обучались подростки 15-16 лет, которые совмещали учебу в школе с работой на коммутаторе телефонистками, учились на трактористов и работали в МТС. Война стала серьезным испытанием для ребят этого времени.
Собирая материал о школе, я обращалась к односельчанам, обучавшимся в годы войны. К сожалению, их осталось в нашем хуторе только 7 человек. Кто-то уехал, а кого-то уже нет в живых. Тем ценнее их воспоминания для нас — нынешнего поколения.
Для меня стало очевидным, что, несмотря на отдаленность от театра военных действий, каждый, и взрослый, и ребенок, внес свой посильный вклад в победу, ощутил всю тяжесть, горечь войны.
После войны много внимания уделялось сельскому строительству. Сооружать объекты на селе был призван и коллектив ПМК-639. Возводили производственные помещения, прокладывали дороги, строили жилые дома, объекты соцкультбыта.
Уже сообщалось, что ПМК досрочно завершила полугодовую программу подрядных работ. Одним из важных объектов, где были заняты строители в этот период, является школа совхоза «Труд». В ней одновременно могут учиться 640 детей. Все это стало возможным благодаря общим усилиям сельских строителей, коллективов субподрядных организаций, шефской помощи трудящихся Михайловки, всестороннему вниманию и поддержке со стороны партийных и советских органов района. На объекте были заняты передовые бригадиры и рабочие мехколонны: каменщики А.Гребнев, П.Семисотов, отделочники В.Бережной, А.Чердакова, Т.Беломыльцева и другие. Рядом с ними трудились плотники из ремстройуправления и комбината асбестоцемизделий, бригада сантехников А.Тараненко (ПМК «Южсантехмонтаж»), группа учащихся из СМУ-2 П.Скороходовой, строительный отряд Михайловской школы № 1 «Эврика», представители ряда других организаций районного центра. Вложили посильный труд для быстрейшего завершения работ на стройплощадке и сами учащиеся, педколлектив Плотниковской школы.
Комсомольцы, молодежь города, водители из РО «Сельхозтехника» и автобазы № 3 организовывали воскресники по перевозке материалов на стройку.
Строительство школы находилось под постоянным контролем горкома партии. Секретарь ГК КПСС А.Г.Самко не раз бывал на объекте, принимал участие в планерках, вносил коррективы в деятельность коллективов, занятых на стройплощадке.
Все это дает нам право сказать, что новое здание сельской школы – плод общих усилий, коллективного труда.
А вот эту статью я нашла в газете «Призыв» № 119 за 26 июля 1974 г. под названием «Окнами к свету».
На центральной усадьбе совхоза «Труд», в середине хутора, через дорогу, напротив друг друга до недавнего времени стояли два старых одноэтажных здания. Сельская школа и клуб. Они почти ровесники, давние, повидавшие всякие радости и беды сельчан. С ними связана судьба всех коренных жителей Плотникова-2. Потому, что они здесь учились грамоте, познавали науки, смотрели кино, выступали в концертах художественной самодеятельности или были слушателями концертов. В стенах этих зданий начинали приобщаться к культуре, свету, знакомились, влюблялись, начинали создавать семьи.
Шли годы, рос совхоз, прибавлялось в нем рабочих рук, расширялся хутор, со временем назрел вопрос: построить более благоустроенный клуб. А когда его соорудили, старый стали использовать для хозяйственных нужд.
В старой школе до недавнего времени звенели голоса юности. Уже в 1973-74 учебном году здесь получили 26 среднее и 47 человек восьмилетнее образование. Они стали последними, кто получил документ об образовании в этом здании. Теперь рядом с ним возвышается новое, трехэтажное , белокаменное, с большими голубыми, как глаза первоклассника, окнами и с широкими, как мечты выпускника, аудиториями. Сегодня строители ПМК-639 «Волгоградоблсельстроя» предъявляют новое здание школы Государственной комиссии для приема в эксплуатацию. Этот факт тем более интересен, что такая школа в селах нашего района — первая. В сооружении принимали участие коллективы многих предприятий города, молодежь Михайловки. Много сделано в порядке воскресников, безвозмездно. И это еще раз продемонстрировало тесную взаимосвязь и поддержку социалистического города и села, которые написаны на знаменах ленинской партии. Накануне для сдачи школы корреспонденты газеты прибывали в хуторе Плотникове-2 , беседовали с теми, кто строил здание, кто укреплял совхозную школу, с первыми ее учениками. Главному инженеру ПМК-639 В.С. Шкребцу есть что рассказать о строительстве самого представительного здания хутора.
— Фундамент заложили в зиму 1971 -1972 года. Работу начинала бригада монтажников, руководил которой А. Гребнев. В ней было сначала пять человек. Потом пришли на стройку местные жители.
— Плотницкие работы выполняла «сборная команда», — рассказывает далее т. Шкребец.- В ней были представители СМУ-2, комбината асбестоцементных изделий, ремстройуправления.
Основной объем штукатурки произвело звено Пильгуевых – Николай и Алексей. Каждый месяц они давали до двух и больше норм. К тому же выполнили часть плиточных и мозаичных работ.
Штукатурили школу и девушки из СМУ-2.
На завершающем этапе отделки – малярных работ вновь трудились объединенными силами. Вместе с лучшей молодежной бригадой из ПМК-639 во главе с Аллой Чердаковой наводили панели , красили оконные рамы и двери маляры из передового коллектива СМУ-2, возглавляет который Пелагея Евтеевна Скороходова.
Главный инженер мехколонны тепло отозвался о коллективах ПМК «Южсантехмонтаж», работниках из участка промсвязь и мехколонны «Сельхозмонтаж». Много стараний на доставке материалов на стройку приложили транспортники из райобъединения «Сельхозтехника», АБ-3 и других. Хотя шли частые дожди, мешали грязь, бездорожье, строители не простаивали из-за нехватки кирпича или железобетона. И в этом немалая заслуга комсомольцев Михайловки, общественных организаций, партийных органов.
Не меньше, чем строители, рад завершению строительства нового здания директор Александр Иванович Орлов. Более пятнадцати лет он работает здесь, знает все недочеты в деятельности учебного заведения. Многие из них — результат нехватки помещений. В последние месяцы он, как говорится, «пропадал» днями на стройке.
— В новом здании могут одновременно сесть за учебные столы 640 человек. Сейчас у нас по списку около четырехсот учащихся. Есть перспектива. Будем учиться в одну смену, организуем группу продленного дня.
Введем кабинетную систему обучения. А значит, повысится качество знаний.
Школа будет оснащена современным оборудованием, всеми необходимыми учебными пособиями. Многое уже закуплено. Кроме 16 классных комнат, есть спортивный и актовый залы, кухня. Организуются ленинская комната, радиоузел, — рассказал Александр Иванович…
Мы стояли в просторном классе, обращенном окнами на фасад школы, к солнцу. Помещение было залито солнцем. И в этом свете столько примечательного, символичного…
В Плотниковской школе и раньше много уделялось внимания изучению местных исторических фактов. Учащиеся под руководством преподавателей собирали не малый материал о земляках – ветеранах труда и войны. Оформлены объемистые альбомы. Александр Иванович – страстный патриот истории и теперь мечтает создать угольный уголок, который расскажет будущим ученикам о добрых делах их отцов и дедов.
Беседа с Орловым невольно натолкнула на вопрос: а как начиналась Плотниковская школа?
Ответила на него самая старая жительница хутора – Марфа Филипповна Крестелева. Еще девушкой в числе первых она в 1922 году приехала сюда из Сенного. Работала в бывшей усадьбе военсовхоза.
— Помню, в бараке, где жили рабочие совхоза, начали организовывать первые занятия.
Рядом с детворой садились на лавки взрослые и при коптилке повторяли за учителями по слогам: «Ма-ма», «Со-вет», «Ком-мунизм».
А первой учительницей была жена начальника политотдела Панютина, — вспоминает Марфа Филипповна. – Потом занимались в старом клубе.
Статья из газеты «Призыв» №142 за 4 сентября 1974 г. и называется она «Первый звонок в новой школе».
2 сентября в новой школе х. Плотникова состоялась торжественная линейка, посвященная началу учебного года. С приветственным словом к ученикам и преподавателям обратился директор школы А. И. Орлов. В своем выступлении он горячо поблагодарил строителей ПМК-639 и других организаций за их прекрасный подарок. Отметил, что в строительстве новой школы активное участие принимали учащиеся и педагоги.
Тепло поздравили присутствующих секретарей ГК КПСС А. Г. Самко и директор совхоза «Труд» С. П. Букаев.
Нина Митина, выпускница школы, а теперь штукатур – маляр ПМК-639, вручила коллективу школы символический ключ от дверей и перерезала красную ленту.
Стихает в коридорах шум. Новый учебный год начался.
В. Сухов.

Учителя Плотниковской школы с 1971 по 1984 год.

Орлов А.И. 1981 г.

Еремина Л.В. 1984 г.

Степанова А.В. 1984 г.

Попова Г.В. 1984 г.

Быкова Л.Н. 1984 г.

Гордиенко Н.С. 1984 г.

Кунина М.Н. 1984 г.

Маркина А.П. 1984 г.

Шевченко Г.Н. 1984 г.

Бочарова М.С. 1974 г.

Директора школы:

1. Сухоруков Павел Савельевич
2. Малова Любовь Гавриловна
3. Орлов Александр Иванович
4. Быков Иван Трофимович
5. Шевченко Геннадий Николаевич
6. Петровская Валентина Николаевна
7. Дьякова Ольга Юрьевна

Юридический адрес:
403317
Волгоградская область,
Михайловский район,
х. Плотников – 2,
ул. Школьная, 3
телефон 8(84463) 6-05